Единый консолидирующий центр содержания жилого фонда создали общественники в Алматы

Единый консолидирующий центр содержания жилого фонда создали общественники в Алматы

Реформа КСК в ОСИ или ПТ, инициированная Президентом страны, призвана была наладить учет мнений жильцов по управлению собственностью, подотчетности при расходовании средств на содержание и ремонт. Однако на практике все оказалось гораздо сложнее. С переходом на новую форму содержания жилья проблем у алматинцев не убавилось. 




Центр ОСИ 


Создать объединение собственников имущества было относительно легко, а вот вести учет оказалось под силу не всем. Председателями ОСИ и ПТ стали просто неравнодушные жильцы многоэтажек, те, кому не все равно, как будет существовать дом, в котором они живут. В свободное от основной работы время они следят за общим имуществом. Также они должны вести бухгалтерию и отчитываться за каждую «копейку», при этом спросить совета им не у кого. 


К сожалению, работа новых кондоминиумов по эксплуатации и ремонту зданий продолжает оставаться бесконтрольной. Деятельность по выборочному и капитальному ремонту общедомовых конструкций и инженерного оборудования сведена к мелкому заявочному ремонту, что приводит к еще большему износу основных фондов. 


За права собственников жилья, исполнение чиновниками своих обязательств все эти годы борется Общественный совет Алматы. На днях прошло очередное заседание совета в Алатауском и Ауэзовском районах. В них приняли участие члены и эксперты совета, активисты НПО, комитетов местного сообщества (КМС), председатели КСК, ОСИ и ПТ. Участники встреч обсудили правовое регулирование управления объединений, а также проблемы, с которыми завершается очередной отопительный сезон. 


Как оказалось, многие жители новостроек столкнулись со сложностями, которые оставили им в наследство застройщики. Несмотря на то, что дома должны обслуживаться по гарантии в течение трех лет, некоторые недоделки так и остались. 


Но главная проблема многих домов – таинственное исчезновение документов. Никаких бумаг председатели ОСИ не получили ни от акимата, ни от ПКСК, которые обслуживали многоэтажки раньше. Некоторые председатели до сих пор не могут получить акты на землю, техпаспорт, документы на кондоминиум. 


– Наш дом был в ужасном состоянии, поэтому мы без сомнений перешли на самообслуживание. Плюсы ОСИ почувствовали практически сразу. Навели порядок на контейнерной площадке, установили камеры – люди видят результат. По закону ушедшие ПКСК должны были отчитаться перед жителями по выполненной работе и финансовой части, полностью передать документы на дом. У нас этого не произошло. Нет никаких официальных отчетов, акта на землю, техпаспорта, а как без этих документов работать? И это проблема не только нашего дома, – сетует одна из председателей ОСИ Анель Данияровна. 


По ее словам, ОСИ призвано обеспечить финансовую прозрачность и контроль расхода денег. В доме, которым она заведует, жильцы платят исправно, но в остальном люди брошены на произвол судьбы. 


– Есть проблемы, которые мы сами устранить не можем. Если обращаемся в акимат с какими-то просьбами, с нас сразу же требуют какую-либо бумагу. У нас, председателей, есть основная работа, и тратить время на бюрократию просто нет возможности. Районный акимат мог бы курировать нашу работу, направлять нас. Пока же мы просто учимся на своих ошибках, набиваем шишки и советуемся друг с другом, – объясняет председатель ОСИ Ольга Васильевна. 


Как заметили многие присутствующие, важную роль играет эффективная деятельность госорганов в управлении домами. По их мнению, предприниматели, согласно Закону РК «О защите прав потребителей», – сильная сторона, потому что у них есть юристы, финансы, а потребитель – слабая, у которой нет этих ресурсов, поэтому государство должно быть на стороне незащищенных. Имеющийся Департамент защиты прав потребителей – структура республиканского уровня, не решающая проблем местного масштаба. 


К слову, помогать руководителям ОСИ должен не только акимат, но и сами жители дома. К сожалению, многие этого не делают и даже не оплачивают услуги ОСИ. Из-за этого часто бюджет совсем не пополняется. Плюс никуда не делась привычка людей сорить там, где они живут. 




Миссия выполнима 


Общественники согласны, что проблемы, которые существуют в сфере управления жилищным фондом, так и не находят своего решения. Попытка правительства решить этот вопрос через внесение изменений в законодательство, меняя форму правления, не дало результатов, поскольку роль играет не форма, а содержание.


Отсутствуют нормативные правовые акты, которые регламентируют действия низовых структур, а те, которые есть, противоречат самому закону. 


– Практика показывает, что характер жалоб на работу ОСИ ничем не отличается от жалоб на работу КСК. Вывод неутешительный – законы меняются, а результаты остаются прежними, – отметил председатель заседания Мурат Муктарович.


По его словам, для доработки Закона РК «О жилищных отношениях» Общественный совет Алматы отправил свои предложения. 


Тем временем общественники предлагают проект «Единый консолидирующий центр содержания жилого фонда». Инициатор проекта Амантай Есимов, обращаясь к участникам встречи, отметил, что в Алматы переход на новые формы управления длится уже третий год, однако проблемы остались прежние. 


– Сейчас самый главный вопрос – организация капитального ремонта жилого фонда. Ни одному дому не под силу сделать его самостоятельно. Нам нужно объединяться и сообща защищать свои интересы. Для этого мы предлагаем алматинским КСК, ПТ, ОСИ присоединиться к Единому консолидирующему центру содержания жилого фонда, где любой житель смог бы получить помощь, – сказал Амантай Есимов. 


Различные консультации, по его словам, которые касаются ремонта домов, председателям ОСИ и ПТ будут предоставляться на безвозмездной основе. Также, если жители захотят сделать в доме капитальный ремонт, центр вложит свои деньги. Жители смогут погашать затраченные средства ежемесячно в течение нескольких лет. Как отметил спикер, такой способ решения проблем жилых домов – распространенная практика во всем мире. 


– Мы уже заключили договоры более с 200 домами в Алмалинском, Ауэзовском, Бостандыкском районах. Определили фронт работ, в мае начнем готовить эти дома к зиме: сделаем ремонт крыш, коммуникаций, подъездов и так далее. Кстати, если мы берем дом на обслуживание, то будем смотреть за состоянием детских площадок, дворов. Считаю, нет необходимости вешать все наши проблемы на акиматы, когда мы сами можем консолидировано решать их. Объединив усилия КСК, ОСИ и ПТ с привлечением малого и среднего бизнеса, мы сможем сделать этот рынок самоокупаемым, – заявил Амантай Есимов. 




Испытание теплом 


Не менее важный вопрос для участников заседания – подготовка домов к очередному отопительному сезону. 


Представитель АО «Алматинские тепловые сети» Д.Л. Лебедев напомнил, что с переходом на ОСИ многие дома оказались не готовыми к отопительному сезону. Кроме того, ОСИ не были укомплектованы квалифицированным персоналом, у некоторых были финансовые проблемы. 


– Мы подаем тепло, а дальше внутридомовые сети обслуживают уже сами КСК, ОСИ, но зачастую получается, что внутридомовые системы не совсем готовы, поэтому «Алматинские тепловые сети» вынуждены решать проблемы собственными усилиями, – отметил Лебедев. 


По его словам, для успешного прохождения отопительного сезона необходимо подготовить дома к зиме заранее. 


ОСИ, ПТ должны разработать план мероприятий по подготовке объектов жилья и до начала запуска отопления обеспечить полную готовность всей инженерной инфраструктуры домов: сделать, где необходимо, ремонт коммуникаций, провести опрессовку и получить паспорта готовности. 


Представитель «АлТС» также добавил, что большая часть установленных в домах автоматизированных тепловых пунктов пришла в негодность. Они используются для подготовки воды к горячему водоснабжению и отоплению. Для своей работы тепловые пункты потребляют определенную часть электроэнергии, количество которой фиксируется отдельным прибором учета. Однако не все жители хотят платить за потребленное электричество. 


Председатель ОСИ «Зердели» Жанат Джанталиева заметила, что зачастую в кране вода идет холодная, и для того, чтобы пошла теплая, требуется несколько минут сливать воду. 


– Вода должна быть горячей без всякого «пропускания». Наши счетчики горячей воды начинают «мотать» с первой секунды, а не с третьей минуты. Вода с температурой менее 40 градусов должна оплачиваться как холодная, – высказалась Жанат Джанталиева. 


На это замечание представитель «АлТС» ответил, что температуру воды фиксирует общедомовой прибор учета, который принадлежат кондоминиуму. 


– Проверку счетчиков должны осуществлять сертифицированные компании. Со своей стороны, могу сказать, что если поступают жалобы, то наши специалисты приезжают и устраняют недоработки, – заверил специалист «АлТС». 


В завершение заседания присутствующие председатели ОСИ и ПТ подняли вопрос повышения тарифов на коммунальные услуги, обсудили частные проблемы, а также обратились с просьбой к Общественному совету приглашать их на все совещания, проводимые в городе, которые касаются проблем ЖКХ. 


Статья опубликована в  №45 от 08.04.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "В новом ракурсе".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

09:15

21:19

20:27

19:13

18:22

17:31

17:03

16:28

15:59

15:10

14:43

14:16

13:46

13:21

12:58

12:39

12:11

11:41

11:19

11:00

10:55

10:41

10:36

10:18

10:02