Расширенную информацию о деятельности Агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана (АЗРК) представил на коллегии глава ведомства Марат Омаров.
АЗРК улучшило стратегию сбора доказательств при представительстве в суде
В прошлом году судами рассмотрено и вступили в законную силу 180 дел, связанных с нарушениями конкурентного права. Это говорит об активном участии судебной системы страны в антимонопольных действиях.
Среди них особое внимание привлекает административная юстиция с 84 делами и административное производство с 92 делами, а также 4 дела в гражданском судопроизводстве, подчеркивающие серьёзность подхода к правоприменению.
«Более того, Агентство добилось успеха в 47 делах, а это 56% административной юстиции, что является показателем улучшенной стратегии сбора доказательств и представительства в суде. В рамках административного производства наложены взыскания по 82 делам», - отметил спикер.
По его мнению, это стало возможным благодаря тесному взаимодействию с Верховным судом и анализу антимонопольной практики, что способствовало повышению качества работы Агентства.
Антиконкурентное соглашение между КТЖ-грузовые перевозки и ТОО «Hill Corporation»
Агентством по защите и развитию конкуренции выявлено антиконкурентное соглашение между КТЖ-ГП и «Hill Corporation» (производитель моторного масла) на сумму более 620 млн. тенге в сфере поставки моторного масла для локомотивов.
На сегодня материалы антимонопольного расследования переданы в АФМ РК для производства досудебного расследования, сообщил Марат Омаров.
«По информации АЗРК, КТЖ-ГП при закупке моторных масел применяло дискриминационные условия к потенциальным поставщикам, которые были направлены на устранение их участия в закупках. Таким образом, изначально действия КТЖ-ГП совершались в интересах HILL Corporation», - отметил Омаров.
В настоящее время результаты расследования обжалуются в судебном порядке.
Коллективные иски обеспечат возврат средств пострадавшим от монополистов гражданам
Агентство в 2023 году разработало шестой антимонопольный пакет поправок. Законопроект состоит из семи базовых направлений. В первую очередь, это усиление контроля цен на монопольных рынках.
«Мы постепенно уходим от ценового контроля конкурентных рынков, АПК и прочих, но фокусируем свое внимание на высококонцентрированных рынках. Здесь мы расширяем критерии определения монопольно высокой цены, вводим регулирование правил динамического ценообразования для монопольных рынков, новые критерии доминирования на цифровых рынках, а также ценовое регулирование технологически связанных услуг СЕМ и энергетического угля», - прокомментировал Марат Омаров.
Следующее важное направление - расширение контроля за экономической концентрацией. По словам спикера, они впервые вводят согласование сделок по передаче госимущества и ресурсов (приватизация, РЧС, недропользование), как оказывающих наибольшее влияние на рыночную структуру. Также снижаем порог для согласования остальных сделок с 50 до 25% и усиливаем контроль за некоторыми внутригрупповыми сделками.
Законопроектом также предлагается ряд поправок по повышению эффективности антимонопольных анализов и расследований.
«И наконец, важная поправка, затрагивающая интересы потребителей. За все время существования в нашей стране антимонопольного регулирования, мы никогда не занимались возвратом средств потребителям. Действовали лишь меры административного контроля, штраф в бюджет и устранение нарушения, тогда как потребители не получали справедливого возмещения. Мы предлагаем действенный механизм коллективных исков. Данный институт хорошо зарекомендовал себя в развитых странах (США, ЕС), - подчеркнул Омаров.
Помимо совершенствования антимонопольного регулирования законопроект также направлен на дерегулирование товарных рынков и снижение государственного участия в предпринимательстве. В целом, он позволит повысить эффективность деятельности Агентства, улучшить конкурентный климат и создать более благоприятные условия для бизнеса, считает председатель АЗРК.
Антимонопольщики взялись за трансформацию своей деятельности
АЗРК заявило о трансформации своей деятельности для повышения качества реализации мер по защите и развитию конкуренции.
Так, начата разработка передовой информационно-аналитической системы на базе «Smart Data Ukimet» для проведения антимонопольного анализа состояния конкуренции в различных сферах и отраслях.
Вся необходимая информация будет подтягиваться из баз данных госорганов без направления в «ручном» режиме запросов предпринимателям. В прошлом году более 13 тысяч компаний получили такие запросы.
Марат Омаров особо отметил создание при Агентстве Исследовательского центра, который призван повысить качество экспертно-аналитической базы антимонопольного органа.
Центральные государственные органы не соблюдают закон о конкуренции
Агентством по защите и развитию конкуренции продолжается работа по пресечению антиконкурентных действий со стороны госорганов, которые привели или могли привести к ограничению или устранению конкуренции. Некоторые из них продолжают игнорировать нормы Предпринимательского кодекса, отметил спикер.
МЦРИАП, в свою очередь, ограничило доступ к сервису «цифровые документы» для новых проектов, установив требования о наличии не менее ста тысяч пользователей в Правилах интеграции объектов информатизации. В этой связи Агентством вынесено предписание об исключении данной нормы, которое было успешно исполнено.
«Вместе с тем, завершено расследование в отношении МИИР по факту ограничения конкуренции и предоставления преимущества определенному субъекту рынка путем отказа в включении участков недр в ПУГФН и непроведения аукционов с повышенными размерами подписных бонусов. В общей сложности по признакам антиконкурентных действий в 2023 году вынесено 71 уведомление, завершено 21 расследование», - прокомментировал Омаров.
В орбиту антимонопольного контроля в прошлом году попали и центральные государственные органы, а именно, министерств финансов, здравоохранения, промышленности и строительства.
Правительство и местные исполнительные органы не заинтересованы в приватизации подведомственных организаций частными управленцами
По итогам 2022 года Агентством сформирован перечень из 105 предприятий, подлежащих передаче в конкурентную среду. В 2023 году совместно с Правительством и заинтересованными госорганами была проработана и пересмотрена целесообразность их приватизации.
«Правительство и местные исполнительные органы не заинтересованы в приватизации своих подведомственных организаций частному управленцу, т.к. продолжительное сохранение их в государственной собственности позволяет сохранять рычаги административного регулирования», - отметил Омаров.
Он добавил, что госорганы, исполняя возложенные задачи зачастую выбирают для их реализации свои «удобные» подведомственные организации, пренебрегая при этом законами конкуренции. Таким образом препятствуя развитию конкуренции и зарождению частной инициативы, что в конечном итоге сказывается на качестве и стоимости оказываемых услуг.
Местные исполнительные органы на местах, решая повседневные задачи, также не заинтересованы развитием конкуренции. Включение в план приватизации происходит по остаточному принципу без учета проводимой конкурентной политики.
«В свою очередь Правительство, изначально включая предприятия в план приватизации зачастую исключает их по инициативе ЦГО и МИО. Таким образом, по итогам проработки вышеуказанного перечня в План приватизации Правительством одобрено лишь 10 организаций», - резюмировал спикер.