Расследования, иски, возврат средств: итоги работы антимонопольного ведомства

Расследования, иски, возврат средств: итоги работы антимонопольного ведомства АЗРК

Расширенную информацию о деятельности Агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана (АЗРК) представил на коллегии глава ведомства Марат Омаров.



АЗРК улучшило стратегию сбора доказательств при представительстве в суде



В прошлом году судами рассмотрено и вступили в законную силу 180 дел, связанных с нарушениями конкурентного права. Это говорит об активном участии судебной системы страны в антимонопольных действиях.



Среди них особое внимание привлекает административная юстиция с 84 делами и административное производство с 92 делами, а также 4 дела в гражданском судопроизводстве, подчеркивающие серьёзность подхода к правоприменению.




«Более того, Агентство добилось успеха в 47 делах, а это 56% административной юстиции, что является показателем улучшенной стратегии сбора доказательств и представительства в суде. В рамках административного производства наложены взыскания по 82 делам», - отметил спикер.




По его мнению, это стало возможным благодаря тесному взаимодействию с Верховным судом и анализу антимонопольной практики, что способствовало повышению качества работы Агентства.



Антиконкурентное соглашение между КТЖ-грузовые перевозки и ТОО «Hill Corporation»



Агентством по защите и развитию конкуренции выявлено антиконкурентное соглашение между КТЖ-ГП и «Hill Corporation» (производитель моторного масла) на сумму более 620 млн. тенге в сфере поставки моторного масла для локомотивов.



На сегодня материалы антимонопольного расследования переданы в АФМ РК для производства досудебного расследования, сообщил Марат Омаров.




«По информации АЗРК, КТЖ-ГП при закупке моторных масел применяло дискриминационные условия к потенциальным поставщикам, которые были направлены на устранение их участия в закупках. Таким образом, изначально действия КТЖ-ГП совершались в интересах HILL Corporation», - отметил Омаров.




В настоящее время результаты расследования обжалуются в судебном порядке.



Коллективные иски обеспечат возврат средств пострадавшим от монополистов гражданам



Агентство в 2023 году разработало шестой антимонопольный пакет поправок. Законопроект состоит из семи базовых направлений. В первую очередь, это усиление контроля цен на монопольных рынках.




«Мы постепенно уходим от ценового контроля конкурентных рынков, АПК и прочих, но фокусируем свое внимание на высококонцентрированных рынках. Здесь мы расширяем критерии определения монопольно высокой цены, вводим регулирование правил динамического ценообразования для монопольных рынков, новые критерии доминирования на цифровых рынках, а также ценовое регулирование технологически связанных услуг СЕМ и энергетического угля», - прокомментировал Марат Омаров.




Следующее важное направление - расширение контроля за экономической концентрацией. По словам спикера, они впервые вводят согласование сделок по передаче госимущества и ресурсов (приватизация, РЧС, недропользование), как оказывающих наибольшее влияние на рыночную структуру. Также снижаем порог для согласования остальных сделок с 50 до 25% и усиливаем контроль за некоторыми внутригрупповыми сделками.



Законопроектом также предлагается ряд поправок по повышению эффективности антимонопольных анализов и расследований.




«И наконец, важная поправка, затрагивающая интересы потребителей. За все время существования в нашей стране антимонопольного регулирования, мы никогда не занимались возвратом средств потребителям. Действовали лишь меры административного контроля, штраф в бюджет и устранение нарушения, тогда как потребители не получали справедливого возмещения. Мы предлагаем действенный механизм коллективных исков. Данный институт хорошо зарекомендовал себя в развитых странах (США, ЕС), - подчеркнул Омаров.




Помимо совершенствования антимонопольного регулирования законопроект также направлен на дерегулирование товарных рынков и снижение государственного участия в предпринимательстве. В целом, он позволит повысить эффективность деятельности Агентства, улучшить конкурентный климат и создать более благоприятные условия для бизнеса, считает председатель АЗРК.



Антимонопольщики взялись за трансформацию своей деятельности



АЗРК заявило о трансформации своей деятельности для повышения качества реализации мер по защите и развитию конкуренции.



Так, начата разработка передовой информационно-аналитической системы на базе «Smart Data Ukimet» для проведения антимонопольного анализа состояния конкуренции в различных сферах и отраслях.




Вся необходимая информация будет подтягиваться из баз данных госорганов без направления в «ручном» режиме запросов предпринимателям. В прошлом году более 13 тысяч компаний получили такие запросы.




Марат Омаров особо отметил создание при Агентстве Исследовательского центра, который призван повысить качество экспертно-аналитической базы антимонопольного органа.





Центральные государственные органы не соблюдают закон о конкуренции



Агентством по защите и развитию конкуренции продолжается работа по пресечению антиконкурентных действий со стороны госорганов, которые привели или могли привести к ограничению или устранению конкуренции. Некоторые из них продолжают игнорировать нормы Предпринимательского кодекса, отметил спикер.  



МЦРИАП, в свою очередь, ограничило доступ к сервису «цифровые документы» для новых проектов, установив требования о наличии не менее ста тысяч пользователей в Правилах интеграции объектов информатизации. В этой связи Агентством вынесено предписание об исключении данной нормы, которое было успешно исполнено.




«Вместе с тем, завершено расследование в отношении МИИР по факту ограничения конкуренции и предоставления преимущества определенному субъекту рынка путем отказа в включении участков недр в ПУГФН и непроведения аукционов с повышенными размерами подписных бонусов. В общей сложности по признакам антиконкурентных действий в 2023 году вынесено 71 уведомление, завершено 21 расследование», - прокомментировал Омаров.




В орбиту антимонопольного контроля в прошлом году попали и центральные государственные органы, а именно, министерств финансов, здравоохранения, промышленности и строительства.



Правительство и местные исполнительные органы не заинтересованы в приватизации подведомственных организаций частными управленцами



По итогам 2022 года Агентством сформирован перечень из 105 предприятий, подлежащих передаче в конкурентную среду. В 2023 году совместно с Правительством и заинтересованными госорганами была проработана и пересмотрена целесообразность их приватизации.




«Правительство и местные исполнительные органы не заинтересованы в приватизации своих подведомственных организаций частному управленцу, т.к. продолжительное сохранение их в государственной собственности позволяет сохранять рычаги административного регулирования», - отметил Омаров.




Он добавил, что госорганы, исполняя возложенные задачи зачастую выбирают для их реализации свои «удобные» подведомственные организации, пренебрегая при этом законами конкуренции. Таким образом препятствуя развитию конкуренции и зарождению частной инициативы, что в конечном итоге сказывается на качестве и стоимости оказываемых услуг.



Местные исполнительные органы на местах, решая повседневные задачи, также не заинтересованы развитием конкуренции. Включение в план приватизации происходит по остаточному принципу без учета проводимой конкурентной политики.




«В свою очередь Правительство, изначально включая предприятия в план приватизации зачастую исключает их по инициативе ЦГО и МИО. Таким образом, по итогам проработки вышеуказанного перечня в План приватизации Правительством одобрено лишь 10 организаций», - резюмировал спикер.  


Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

16:49

16:14

15:42

15:04

14:25

13:57

13:24

12:52

12:23

11:51

11:17

10:39

10:02

18:05

17:44

17:32

17:03

16:38

16:02

15:24

14:47

14:15

13:41

13:08

12:35