Родители должны обучать своих детей осознанному использованию гаджетов – психотерапевт

Родители должны обучать своих детей осознанному использованию гаджетов – психотерапевт

Такое явление, как гаджетозависимость, уже стало глобальной проблемой, которая касается в первую очередь молодого поколения. О том, что делать, если ребенок «подсел на сети», насколько глубоко современные технологии пустили корни в нашу повседневную жизнь, мы поговорили с психоаналитическим психотерапевтом Александром Скуртулом.


– Стоит ли беспокоиться, что наши дети уже не мыслят себя без гаджетов? Телефоны вытесняют книги и игры на улице, круг интересов молодых ребят сужается до прямоугольника экрана. Вы согласны?


– Не совсем. Мы живем в эпоху, где граница между виртуальным и реальным миром становится все более размытой. С каждым днем приближаемся к созданию «зеркального мира», или метаверса, где различие между фактом и «цифрой» будет условным, а в дальнейшем вовсе потеряет свою значимость. Цифровое пространство будет интегрироваться в реальный мир, и новое поколение, которое вырастет в этой среде, будет воспринимать такое состояние как нечто естественное и привычное.


Адаптация – это суть эволюции. В прошлом живые существа адаптировались к природным процессам, которые не были под их контролем. Сейчас же мы сами создаем технологии и меняем мир, а наши адаптивные ресурсы должны помочь нам в этом.


Новые поколения воспитываются в цифровом пространстве, поэтому оно им ближе и понятнее, чем ранее. Понятие зависимости также будет меняться со временем. Сегодня многие проводят большую часть своего времени в смартфонах и интернете, что уже становится нормой. Технологический прогресс может помочь нам решить многие экологические и экономические проблемы, заменив реальные вещи на виртуальные.


Я хочу подчеркнуть, что взаимодействие со смартфонами и компьютерами – это не только развлечение, но и общечеловеческий путь, по которому движется наше общество. Отношение к этому должно быть серьезным и продуманным. Отказ от использования гаджетов не только бесполезен, но и может негативно повлиять на развитие ребенка. Необходимо научить детей использовать эти технологии в своих целях, чтобы развивать их навыки и способности.



– Раз присутствие цифрового формата в нашей жизни сейчас неизбежно, как все-таки сохранить баланс между реальными и виртуальными мирами?


– Современный мир все больше зависит от технологий, и родители должны научить своих детей адаптироваться к этому. Однако необходимо помнить, что мы, как социальные существа, лучше всего развиваемся в качественном живом взаимодействии с другими людьми, а не с гаджетами. Поэтому взаимодействие с технологией должно быть контролируемым и сбалансированным.


Нельзя забывать, что умные устройства могут заменить живое общение и привести к психоэмоциональной депривации. Депривация, в свою очередь, может затормозить развитие мягких навыков, которые необходимы для установления контакта с другими людьми.


Родители должны обучать своих детей осознанному и дозированному использованию гаджетов, при этом уделять больше внимания качественному живому общению. Важно понимать, что развитие саморегуляции у детей требует времени и постепенности.


Взаимодействие с гаджетами должно быть индивидуальным и эволюционным, чтобы каждый ребенок мог развиваться в своем темпе и с учетом своих особенностей. В конце концов родители должны помнить о том, что наилучшие решения основываются на анализе конкретной ситуации и принятии соответствующего уникального решения.


– Сейчас можно увидеть, как, еще сидя в коляске, ребенок уже листает картинки на смартфоне, играет в какие-то игры. Со скольки лет вообще можно давать ребенку в руки телефон и сколько времени он может с ним проводить без вреда для его психики? 


– До трех лет, а точнее до формирования более-менее четкого сознания, появления рефлексивных навыков, что можно определить по размеру освоенного ребенком вокабуляра (200–300 слов) взаимодействие с гаджетом может быть только через родителя и не более 10–15 минут в день. Причем лучше взять ребенка на руки и показывать ему что-либо, но желательно не пассивное видео, а какую-либо игру, в которой ребенок будет взаимодействовать с сенсорным экраном и цифровыми объектами. Всего 10–15 минут и не более. Временные рамки дают чувство стабильности и понимания, что гаджет – это временное явление жизни.


С трех до пяти лет – взаимодействие при родителе. Использование гаджетов должно быть преимущественно обучающим, ознакомительным в контакте с воспитывающим лицом, но не развлекательным и автономным. Опять же лучше, чтобы это были развивающие программы/приложения, а не просто игры или видео. При этом важно говорить с ребенком, обсуждать, комментировать, критиковать, отмечать для него ход времени. Часа в день для этого возраста достаточно.


Только после укрепления идентичности после пяти лет возможно допускать автономное использование гаджета на протяжении не более двух часов в день, но с подробным постоянным обсуждением этого опыта и проявлением искреннего интереса.


В пять–семь лет – это период повышенной пластичности когнитивных навыков, подходящих под усвоение программ, приложений, логических правил и т.д. Совсем не позволять пользоваться гаджетом чревато, как и перегружать. Наблюдайте за настроением и состоянием ребенка и регулируйте время и контент.
Желательно, чтобы до семи лет живого общения было как можно больше, ибо ничто не развивает лучше.


В возрасте до 12 лет время с гаджетом в среднем в день составляет около четырех часов (не подряд, конечно). В это время необходимо уже предоставить личное пространство и отказаться от полного курирования использования гаджета, наблюдать со стороны. Важно довериться ребенку и тем самым развивать его способность доверять родителю и другим людям в принципе. Обсуждайте гаджеты, интернет, соцсети. В первую очередь делитесь своим опытом, а затем спрашивайте у ребенка. С семи до 12 они будут развивать и укреплять свою креативность, а далее уже использовать ее.



– То есть чем старше ребенок, тем меньше следует проявлять родительский контроль?


– С 13 лет роль родителя сводится лишь к доверительному качественному общению. С этого возраста ребенок сам живет в цифровом мире, создает свою цифровую идентичность, свободно и целостно творит, выстраивает коммуникацию.


Молодой индивид к этому возрасту уже должен быть сознательным, а родитель должен быть для него надежным объектом. Подросток должен чувствовать родителя тем человеком, к которому всегда можно обратиться с любым вопросом.


Именно качественные принимающие отношения с уважительным отношением к границам и есть главный способ защиты ребенка от интернет-зависимости, гаджетомании, эскапизма и прочего.


Ни один ребенок, ни один человек в целом никогда не променяет качественные отношения на цифровой суррогат. Никакое устройство не может быть важнее любящих и понимающих близких, но вот близкие могут быть нелюбящими и непонимающими. И не из-за гаджетов. Гаджеты могут стать особенно любимыми и нужными, но только если изначально имеются проблемы в отношениях с родителями, родными, друзьями, как бы там не говорили всякие психологи-технофобы. Если ребенок играет со своим родителем в видеоигры и поддерживает качественный контакт, то он не имеет проблем с саморегуляцией при самостоятельной игре.


Зависимость и уход от реальности – всегда следствие проблем в межличностном общении. Просто требовать отказаться от гаджетов без нахождения, исследования и решения проблем доверительности – есть усугубление проблемы. Внутренний конфликт ребенка в таком случае только укрепляется, реальность становится еще менее привлекательной, появляется ощущение чуждости, бессмысленности, враждебности. Все это негативно влияет на развитие идентичности, самосознании, здоровой амбициозности.
Хочу обратить ваше внимание на то, что осознанность – это ключевой элемент воспитания ребенка. Однако, чтобы дать этот пример детям, родители должны начать с себя. Дети, будучи перцептивными и копируя поведение взрослых, нуждаются в положительном примере и руководстве.


Родители должны осознавать свое отношение к гаджетам и отображать их правильное использование. Бесполезно запрещать детям использовать гаджеты, если родители сами постоянно пользуются ими.


Объясняйте свои ограничения на использование гаджетов ребенку объективно и в подробностях, аргументируя их в пользу здоровья, когнитивных способностей и важности сна, а не используя авторитарный подход с простыми запретами.


Будьте ответственны за воспитание своего ребенка и обратите внимание на его развитие. Ребенок будет копировать ваше поведение и отношение, так что покажите ему, как правильно использовать гаджеты, какой эффект они оказывают на организм и почему важно находить баланс между использованием гаджетов и другими видами деятельности. Будьте более разборчивы в своих запретах и объясняйте их ребенку, чтобы избежать возможного вреда для его психического здоровья в будущем. 


Статья опубликована в №61 от 18.05.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Адаптация к будущему».


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

22:11

21:34

17:58

17:24

16:52

16:17

15:42

15:06

14:33

13:57

13:21

12:47

12:15

11:43

11:10

10:37

10:04

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06