В Национальном театре им. Абая состоялся показ «Баядерки», посвященный юбилею Эдуарда Мальбекова

В Национальном театре им. Абая состоялся показ «Баядерки», посвященный юбилею Эдуарда Мальбекова
Фото: Кайрат КОНУСПАЕВ

Балет «Баядерка» считается одним из самых сложных произведений классической хореографии в техническом и драматическом плане.

Именно поэтому ведущие партии являются мечтой любого профессионального артиста балета. Написанное Людвигом Минкусом и поставленное Мариусом Петипа произведение предоставляет возможность солистам в полной мере проявить свое профессиональное дарование.

Насыщенный яркими хореографическими красками спектакль «Баядерка» прошел на сцене КазНАТОБ в рамках фестиваля Dance toDay и был посвящен 80-летию корифея хореографического искусства Эдуарда Мальбекова. Эдуард Джабашевич, отдавший сцене Театра имени Абая более 40 лет и воспитавший несколько поколений солистов балета, считает, что «Баядерка» предоставляет артисту возможность профессионального роста:

– Базовое хореографическое образование – это основа, которую необходимо развивать в течение карьеры. И в этом плане совершенствовать свое профессиональное мастерство артисту помогает балет «Баядерка». В нем есть все необходимое для развития таланта артистов – технически сложные элементы и глубина образов.

В основе сюжета «Баядерки» лежит романтичная восточная легенда о несчастной любви индийской танцовщицы, баядерки, и храброго воина.

Литературной основой либретто стали сразу два произведения – драма древнеиндийского поэта Калидасы под названием «Шакунтала» и баллада Иоганна Вольфганга Гёте «Бог и баядерка».

На пресс-конференции, прошедшей перед первым представлением, Эдуард Мальбеков рассказал, что на протяжении всей его сценической судьбы, а это 44 года, спектакль переживал взлеты и падения:

– Долгое время «Баядерка» была декоративным спектаклем и шла лишь в Ленинграде на сцене Театра имени Кирова, ныне Мариинского театра. Но благодаря гениям хореографии – Вахтангу Чабукиани в Ленинграде и Юрию Григоровичу в Москве – «Баядерка» смогла вернуться в репертуар театров и заняла там прочное место среди других выдающихся классических балетов.

История постановки на сцене Театра имени Абая связана с именем известного советского хореографа Марата Газиева, работавшего в Алма-Ате с 1970 по 1971 год.

– 1970-е стали временем стремительного развития школ классического балета в союзных республиках. Среди них очень достойное место заняло Алма-Атинское хореографическое училище имени Александра Селезнева. Хорошая подготовка выпускников позволила осуществить эту постановку на нашей сцене, – напомнил Эдуард Мальбеков.

Спектакль «Баядерка» стал событийным, собирал аншлаги и прочно закрепился в репертуаре театра на долгие десятилетия.

– Когда состоялся первый показ, все убедились, что «Баядерка» – это гений хореографии, настоящим шедевром является акт теней, где артистки демонстрируют арабеск – одно из самых красивых и грациозных па классического балета, – продолжил корифей.

Однако со временем постановка сошла с алматинской сцены – декорации и реквизит пришли в негодность. Эдуард Джабашевич рассказал, что раньше их пропитывали специальным противопожарным раствором для профилактики возгорания и это приводило к тому, что декорации быстро истлевали. Сегодня же созданы качественно иные условия для хранения и ухода за декорациями, что позволяет продлевать срок их жизни.

На алматинскую сцену «Баядерка» вернулась уже в новейшее время – в 2013 году спектакль на сцене ГАТОБ имени Абая поставила прославленная петербургская балерина народная артистка СССР Габриэла Комлева, вошедшая в историю как одна из самых ярких исполнительниц женских партий этого балета. Над сценографией также работал специалист из Санкт-Петербурга народный художник РФ, лауреат государственных премий РФ и РК Вячеслав Окунев. Он создал декорации, погружающие зрителя в мир восточных легенд с его яркими красками и фантастическими сюжетами. 

С тех пор «Баядерка» находится в постоянном репертуаре КазНАТОБ имени Абая.

В спектакле, посвященном юбилею Эдуарда Мальбекова, главные партии исполнили ведущие солисты театров Казахстана и РФ. Так, главный мужской образ – Солора воплотил заслуженный деятель Республики Казахстан премьер столичного театра «Астана Опера» Бахтияр Адамжан, партию Никии танцевала заслуженная артистка России, лауреат премии «Золотая маска» прима-балерина МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко Оксана Кардаш, образ Гамзатти воплотила заслуженная артистка Татарстана прима-балерина ТАГТОБ имени Джалиля Кристина Андреева.

Солисты рассказали о той роли, который спектакль «Баядерка» играет в их жизни.

– Когда спектакль возвращался на сцену ГАТОБ, я был еще совсем начинающим солистом этого театра. И, конечно же, хотел исполнять не партии второго плана, а главные партии, – рассказал Бахтияр Адамжан. – Мечтал о Солоре, но не случилось – партию доверили опытному солисту. Я «обиделся» и уехал в «Астана Опера». Там со временем стал исполнять эту ведущую партию, и в процессе работы над этим образом понял, что партия Солора требует большой подготовки. И вот я приехал в Алматы, чтобы воплотить свою мечту – исполнить спектакль на этой сцене, показать алматинскому зрителю, чего я достиг.

По словам артиста, в этом спектакле очень многое зависит от главной мужской партии. Одна из главных задач солиста – безукоризненно делать поддержки, чтобы подчеркнуть все изящество, всю грациозность женских образов.

Приглашенным солисткам хорошо известны обе женские партии. Так, в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко этот спектакль идет в постановке выдающейся балерины Натальи Макаровой.

– Я благодарна Богу, что сама Наталья Романовна Макарова работала со мной во время репетиций, – сказала Оксана Кардаш. – Она раскрыла мне все краски женских образов.

Репетиции позволили усовершенствовать сложные движения и вместе с тем поработать над актерским мастерством – здесь есть где поплакать, пострадать и потанцевать.

В свою очередь Кристина Андреева подтвердила, что танцевать в этом балете – большой подарок для артистки: он сложен технически и драматически, что для профессионала очень важно.

Завершая разговор о балете, Эдуард Мальбеков подчеркнул, что спектакль «Баядерка» свидетельствует о высоком статусе театра.

– Если мы говорим об академическом театре, то в нем наряду с другими классическими произведениями обязательно должна быть «Баядерка». Как я уже говорил, этот спектакль способствует оттачиванию профессионального мастерства солистов, подчеркивает статусность театра. Этот спектакль – экзамен и для хореографа. В нашем театре было немало высокопрофессиональных мастеров, чье имя связано с постановкой этого спектакля. Сегодня их дело продолжает народная артистка РК художественный руководитель балетной труппы Гульжан Туткибаева, – заключил корифей хореографического искусства Казахстана.

Статья опубликована в №135, от 09.11.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Классика в честь корифея".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!