Педагог-исследователь, магистр педагогических наук, автор учебно-методического комплекса (УМК) по русскому языку для 4 класса Динара Аринова рассказала, как он создавался, что определяет ее концепцию и многом другом.
— Динара Холдаровна, вы участвовали в разработке УМК по русскому языку. Что сегодня требует переосмысления в школьных учебниках?
Самое главное — это осознание того, что учебник уже давно перестал быть просто сборником упражнений. Сегодня мы говорим о системе, которая должна быть гибкой, современной и педагогически продуманной. Мы часто слышим от родителей и учителей: «Много теории, мало практики», «Детям скучно», «Слишком сложный язык». Эти замечания — не повод для критики, а точка отсчёта. Мы анализируем их, фиксируем, обсуждаем с коллегами. Создание учебника — это живая работа, в которой обратная связь — ценнейший ресурс.
— Что определяет концепцию нового УМК по русскому языку для 4 класса?
Он создавался на основе новой образовательной программы, утвержденной Министерством просвещения Республики Казахстан. Программа задала рамки, но наполнение — наша авторская задача. Мы ориентировались на международные подходы к языковому обучению, в которых ребёнок не просто усваивает правила, а начинает пользоваться языком как инструментом общения, мышления и самовыражения. Авторами учебника являются специалисты с большим педагогическим и научным опытом из г. Павлодар и г. Петропавловск: Меруерт Каирова , Маржан Сахимзадина , Алтынай Қожабаева, Гулнара Жомартова и я.
— Что чаще всего остается «за кадром» при создании учебника?
Обычно никто не видит тот объём работы, который стоит за каждым абзацем, иллюстрацией, формулировкой. Это десятки встреч, обсуждений, правок. Мы, авторы, работаем с огромной внутренней планкой качества, потому что знаем: учебник попадёт в руки ребёнку. Это накладывает особую ответственность. Каждое задание мы пропускаем через фильтр: «А будет ли это понятно ученику? А не перегрузит ли это учителя?»
— Как вы справлялись с задачей сделать учебник интересным и доступным?
Мы включили в комплекс не только традиционные упражнения, но и интерактивные элементы: кроссворды, загадки, задания на логику, творческие форматы. Добавили работу в парах и группах, элементы мини-исследований, диалоги. Мы хотели уйти от механического выполнения — дать ученику возможность подумать, почувствовать, обсудить. Яркие иллюстрации, аудио- и видеоматериалы в электронной версии помогают удерживать внимание, а рабочие тетради продолжают линии урока, поддерживая развитие навыков.
— Родители часто комментируют учебники в соцсетях. Как вы к этому относитесь?
С пониманием. Образование — это общественный договор. И родители — его участники. Да, порой комментарии резкие, но в них часто звучит обеспокоенность и желание улучшить. Мы стараемся быть в диалоге: отслеживаем реакции, обсуждаем с методистами, проводим апробации. Конечно, невозможно создать универсальный учебник, который одинаково подойдёт всем, но мы стремимся к максимально продуманной и уравновешенной структуре.
— УМК создавался в партнерстве с Arman-PV. Что вам дало это сотрудничество?
Arman-PV — это профессиональное издательство с опытом и системным подходом. Мы чувствовали, что нас поддерживают на всех этапах — от концептуальной проработки до финальной вёрстки. Это не было «по шаблону». Каждый разворот, каждая иллюстрация согласовывались с учётом педагогической цели. Такой подход позволяет создавать не «продукт по плану», а учебник с характером и смыслом.
— Что вы считаете самым важным результатом этой работы?
Для меня — это доверие. Если ребёнок открывает учебник и остаётся в нём — значит, ему интересно. Если учитель говорит: «Это удобно», — значит, мы попали в методику. Если родители видят прогресс — значит, мы смогли. Мы не ставим точку. Это всегда путь, и мы продолжаем идти по нему — с вниманием к деталям, с уважением к ребёнку и с верой в силу языка как инструмента развития личности.